Самым маневренным и простым в управлении признают самодельный трактор переломка, состоящий из двух полурам. Собрать такую технику сложнее, чем с цельной рамой. Здесь потребуются сложные чертежи и дополнительные запчасти.
Что собой представляет трактор переломка

Переломка по своей конструкции и размерам представляет собой обычный мини-трактор. Обычно такое оборудование изготавливается на базе мотоблока. Встречается самодельный трактор с переломной рамой, произведенной на заводе, или собранный самостоятельно из старых деталей. Также существует третий вариант – агрегат собирается из мотоблока с использованием комплекта запчастей, предназначенного для переоборудования.
Самодельный трактор проигрывает по производительности и ряду параметров по сравнению с трактором заводского производства. Однако у самодельной машины есть и свои преимущества:
- Благодаря продуманной конструкции и функциональности, самодельная техника может быть эффективнее заводских мини-тракторов, при этом ее стоимость значительно ниже.
- Возможности трактора переломки можно значительно адаптировать под индивидуальные потребности. Мастера устанавливают на технику дополнительные механизмы для выполнения требуемых задач.
- Затраты, связанные с самостоятельной сборкой трактора, окупятся в течение года. Если у владельца имеется значительный запас деталей от устаревшей техники, то приобретение этого агрегата может оказаться практически безвозмездным.
Одним из недостатков самодельного трактора является сложность приобретения необходимых комплектующих. В случае необходимости приобретения всех деталей отдельно, экономия не будет достигнута. В таком случае целесообразнее сразу купить мини-трактор, произведенный на заводе.
Технология сборки переломки
Прежде чем приступить к изготовлению переломки 4х4, для создания точных чертежей всех элементов и рамы потребуется профессиональный подход. Самостоятельно выполнить эту задачу может быть затруднительно, поэтому целесообразнее обратиться к специалисту или поискать готовые решения в сети. Однако, при использовании второго варианта, нет уверенности в корректности представленной схемы.
Переломка 4х4 – это мини-трактор, оснащенный приводом на все четыре колеса и имеющий двухсекционную раму, соединенную шарнирным соединением. Двигатель, как правило, располагается в передней части. Рама изготавливается путем сварки швеллера и включает в себя следующие элементы:
- траверсы – передние и задние элементы полурам;
- лонжероны – боковые элементы.
Для производства полурам рекомендуется использовать швеллеры № 9 – 16. В качестве альтернативы можно применить швеллер №5, однако в этом случае потребуется дополнительное усиление конструкции поперечными балками. Соединение полурам осуществляется с помощью шарнирного механизма. Наиболее подходящими для этой цели являются карданные валы от автомобилей ГАЗ-52 или ГАЗ-53.
Сложенный своими руками самодельный трактор переломка 4х4 лучше оснастить четырехтактным бензиновым мотором или дизелем.
Для установки можно использовать двигатель от автомобилей «Жигули» или «Москвич». При применении двигателя М-67 потребуется изменение передаточного числа трансмиссии. Также необходимо обеспечить качественное охлаждение. Иначе двигатель будет перегреваться, что приведет к снижению мощности и ускоренному износу компонентов.
Установка рабочих узлов на переломку
Для оснащения трансмиссии трактора целесообразно использовать вал отбора мощности (ВОМ), сцепление и коробку передач от грузового автомобиля ГАЗ-53 отечественного производства. Для соединения этих агрегатов с двигателем потребуется их доработка. В частности, для подсоединения сцепления к двигателю необходимо изготовить новую корзину, соответствующую размерам и способам крепления. Заднюю часть маховика укорачивают на токарном станке, а также по центру выполняется новая сверлильная.
Передний мост переносится с другой техники, изменение его конструкции нецелесообразно. Задний мост также потребуется немного модернизировать. Этот узел, как правило, снимают с другого автомобиля, но перед установкой полуоси укорачивают. Задний мост фиксируется к раме с помощью четырех стремянок.
Выбор подходящего размера колес определяется задачами, которые предстоит выполнять трактору. Чтобы избежать застревания техники в грунте, рекомендуется устанавливать на переднюю ось колеса с радиусом не менее 14 дюймов. Если трактор предназначен исключительно для перевозки грузов, то можно использовать колеса с радиусом от 13 до 16 дюймов. Для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ желательно подобрать колеса большего радиуса – от 18 до 24 дюймов.
Самостоятельное изготовление гидравлических цилиндров, используемых в системе управления, невозможно. Их можно получить только со старой, списанной техники. Для обеспечения необходимого рабочего давления и циркуляции масла применяется шестеренчатый насос. В конструкции переломки желательно, чтобы редуктор был соединен с колесами главного вала и осуществлял управление ими.
Водительское кресло можно использовать от легкового автомобиля. Оно мягкое и удобное, а также оснащено механизмом регулировки наклона спинки. Высоту рулевого колеса можно настроить для удобства оператора. Водитель не должен задевать его коленями.
Переломка, изготовленная из использованных деталей и предназначенная для работы на поле, должна обеспечивать примерно 2000 оборотов. Минимальная скорость движения составляет 3 километра в час. Подобные характеристики достигаются путем настройки трансмиссии.
В данной компоновке целесообразно размещать на каждом ведущем колесе индивидуальный редуктор и четырехсекционный гидрораспределитель. Это позволит исключить необходимость в использовании карданного вала и дифференциала заднего моста.
На видео представлен вариант переломки 4х4:
Обслуживание самодельного трактора не представляет сложности, поскольку владелец сам знаком с конструкцией и расположением всех деталей. Эксплуатацию техники начинают только после завершения полного периода приработки.