Дорогие читатели, мы рады приветствовать вас.
Действительно, как говорится, много места не бывает. И после тесноты советских квартир горожане ценят каждый сантиметр, даже в просторной загородной даче. Поэтому стремятся к строительству более простых и компактных конструкций. На этом фоне распашные ворота выглядят несколько расточительно, поскольку каждая их створка при открытии отнимает значительное пространство, которое можно было бы использовать эффективнее. Согласны?
Если это так, то сегодня мы поможем преодолеть этот конструктивный пережит прошлого и объясним, как изготовить откатные ворота самостоятельно. Уверяем вас, это не так сложно, как кажется.
Почему именно откатные ворота

Для многих наших сограждан, приверженных традициям, перемены вызывают опасения. На протяжении трех-четырех тысяч лет люди успешно использовали распашные ворота, и этого было вполне достаточно. Зачем же изобретать что-то новое и возводить откатные ворота, которые ранее были характерны для военных баз и промышленных объектов, но не для дачных участков?
Существуют убедительные причины, по которым отклонение от установленных правил все же оправдано. Рассмотрим их последовательно.
Экономия пространства
При использовании классических четырехметровых ворот со створками шириной два метра, их вращение вокруг оси с помощью пропеллера потребовало бы пространства шириной 13 метров 2 каждая.
S=πr2
3.14*22=12.56 м2
Для открытия всё равно потребуется повернуть механизм как минимум на четверть оборота, что означает затрату более шести единиц ценного пространства на обе створки.
Такая конструкция поместится вполовину площади. Наиболее заметно эта разница проявится зимой, когда для обеспечения свободного движения створок потребуется очистка от снега, в то время как откатные ворота можно будет без труда открыть даже в сильный снегопад.
Устойчивость к ветру
Ветер также представляет опасность для распашных систем. Порывы сильного ветра способны сорвать створку из рук, после чего она может зацепить автомобиль, который еще не успел уехать, или же открыться в противоположную сторону, повредив петли или даже раму. Инерция – это серьезная сила.
Откатные ворота не подвержены этой проблеме, поскольку их чувствительность к ветру не коррелирует с направлением движения полотна, что позволяет им функционировать даже при сильном ветре.
Статус
Прогуливаясь по улицам, вы с большой вероятностью увидите традиционные распашные ворота. Установка откатными воротами позволит выделиться и продемонстрировать свой статус.
Людям с небольшим достатком не по карману приобретение откатных ворот.
Убедили? Тогда движемся дальше!
Виды откатных ворот
Идея откатных ворот, несмотря на свою уникальность, не является новой, и на протяжении истории предпринимались различные попытки ее реализации.
Подвесные
Советские инженеры предложили оригинальное решение: створка перемещается по балке, расположенной на определенной высоте, что обеспечивает её защиту от снега, ветра и различных загрязнений. Это поистине новаторская конструкция.
Единственное затруднение заключается в том, что размеры техники, въезжающей в ворота, строго ограничены высотой балки, поддерживающей направляющую. На промышленном предприятии ее, конечно, можно установить на отметке шесть метров, но что насчет дачного участка?
В конечном счете, такие системы не получили распространения в частном домостроении.
Рельсовые
Рельсовые откатные ворота также не всегда оказываются оптимальным решением. Направляющая, установленная в дорожном полотне, подвержена скоплению грязи, а в зимний период – снега и льда, что может привести к затруднению открывания и закрывания ворот.
В случае, если дороги всегда безупречны, а солнце светит круглый год, подобная конструкция была бы вполне оправданной. Однако это, очевидно, не относится к нашей стране.
Консольные
В качестве наиболее передового и, как результат, эффективного решения стоит выделить консольную систему откатных ворот. Она предполагает перемещение створки по направляющей, установленной на приподнятой над поверхностью земли роликовой платформе. Благодаря такой конструкции вероятность загрязнения направляющей значительно снижается, а высота проема не имеет ограничений.
Стоимость подобных систем – единственный существенный минус, однако в настоящее время она не является критичной. При наличии определенных навыков консольные ворота можно вполне успешно сделать своими руками.
Сейчас мы подробно расскажем о правильном подходе к этому процессу.
Технология изготовления откатных ворот
Как и роман начинается с пролога, так и возведение откатных ворот требует предварительной подготовки. Неважно, насколько вы считаете себя опытным специалистом, без обустройства площадки под ворота и приобретения необходимых материалов вы не сможете успешно решить поставленную задачу. В реальности, а не в сказках, дворцы из хрусталя не строятся по велению сказочной щуки.
Реальность гораздо сложнее. Чтобы достичь желаемого результата, требуется значительные умственные усилия, труд и финансовые вложения. Лично для меня другие пути невозможны. Так, в прошлом году, когда родители решили установить у себя откатные ворота, и я предложил им свою помощь, всё начиналось с подготовительных работ, а именно с демонтажа.
На необустроенных участках достаточно скосить траву и убрать мусор. На дачных участках, где уже ведется хозяйственная деятельность, первоначально следует демонтировать старые столбы, а затем приступать к возведению новых ворот.
Мне посчастливилось: у моих родителей уже был старый деревянный забор, опирающийся на изношенные дубовые опоры, которые, к слову, были установлены в земле без использования бетона.
Пришлось удалить этот грунт и расширить образовавшиеся углубления до размеров 500×500 мм, углубив их на метр. Глубина промерзания почвы в нашем регионе, согласно табличным данным, составляет приблизительно 80 см, поэтому получилось даже с учетом дополнительной безопасности.
В качестве опорного стержня в центр каждой лузы была помещена трехметровая профильная труба с сечением 100×100 мм.
Я закончил работу, залил всё этим бетоном и уехал домой на неделю.
К следующим выходным отец уже ожидал меня с большим количеством облицовочного кирпича. Для ворот его, конечно, требовалось гораздо меньше, но родители не стали экономить, так как на излишки у них были свои задумки.
Первую закладную закрепил к опоре на третьем ряду. В роли закладки выступил уголок размером восемь сантиметров со стороной сечения 50×50 мм, к которому была приварена арматура диаметром восемь миллиметров.
Я также разместил аналогичную деталь на четырнадцатом и двадцать пятом рядах. Необходимо, чтобы все элементы располагались в одной плоскости и располагались непосредственно друг над другом, так будет проще в дальнейшем.
На эту работу незаметно ушла целая суббота, а в воскресенье снова пришлось взяться за лопату. Без нее выкопать траншею под фундамент для закладной детали было бы затруднительно. Пришлось рыть ниже глубины промерзания грунта, начиная от внутренней грани столба и на 2250 мм в противоположную от проема сторону.
Для изготовления планки использовали толстостенный швеллер 160-го размера и арматуру диаметром 12 мм. Небольшое количество времени, около 15 минут, затрачено на сварку, и деталь готова. Попытка приобрести подобную конструкцию в магазине строительных материалов обойдется достаточно дорого.
Требуется лишь поместить швеллер в подготовленное углубление, выровнять его по горизонтали (необходимо обеспечить соответствие уровню заезда), после чего потребуется еще неделя для бетонирования. И вот, можно отправляться домой!
Хотелось бы сохранить добрые отношения с родителями, но продлевать своё пребывание в их доме за рамками допустимого времени было бы неуместно ☺
Тем временем прошло уже три недели. Продолжение работ по воротам затянулось бы уже недопустимо. В связи с этим, перед предстоящими выходными, я оформил заказ на фурнитуру для откатных ворот.
В комплекте были:
- Направляющие, общей длинной в 6660 мм
- Пара роликовых опор
- Верхние поддерживающие ролики
- Концевой ролик
- Нижний уловитель
- Верхний уловитель
- И пара резиновых заглушек
Я сделал заказ, учитывая ширину полотна, которая составляет четыре с половиной метра.
Также были закуплены профили различных размеров: 80×80, 60×30 и 40×20, а также профнастил марки С18, обрезные круги, электроды, грунт, краска и прочие расходные материалы.
Я тогда приобрел автомобиль ВАЗ-2101. Однако, даже в этом случае, это оказалось значительно выгоднее, чем приобретать готовую игровую приставку через компанию.
В последние выходные была начата сборка каркаса.
Для начала я распаковал направляющую…
С помощью коротких прихватов он приварил к ней горизонтально профиль с сечением 60×30 мм, а затем, чтобы сэкономить на заглушках, сделал косые срезы на торцах и изготовил рамку для створки, как показано на следующем чертеже.
Для приготовления пищи использовали заранее установленные козлы, при этом все диагонали были точно измерены. Рекомендую и вам окончательно обваривать швы лишь после того, как вы удостоверитесь в том, что прямые углы составляют ровно 90°.
Для создания конструкции я разделил ее на дополнительные элементы, используя профиль меньшего сечения – 40×20 мм.
Для монтажа необходимо расположить деталь точно по центру «шестидесятки». Я использовал двухсантиметровые подкладки, сделанные из обрезков профиля 40×20, чтобы обеспечить это. Решение максимально простое.
Несомненно, роликовые опоры являлись самыми затратными компонентами всей конструкции.
Изначально створка спроектирована для перемещения по этим направляющим.
Для установки опор я решил обойтись без монтажных планок, приварив их непосредственно к закладной детали. Выравнивание направления осуществлялось с помощью дву с половиной метрового уровня. Довольно полезный инструмент, кстати говоря, особенно в таких ситуациях ☺
Теперь нащечники. Не стоит беспокоиться, это всего лишь профильная труба с сечением 80×80 мм, к которой приварены закладные уголки.
Действительно, в области роликовых опор потребовалось использовать болгарку для создания небольших углублений».
Это для поддерживающих роликов.
Они обеспечивают вертикальное положение створки и предотвращают её падение.
На другом нащельнике крепятся два улавливателя.
Этот элемент предназначен для захвата верхней части створки и её надёжной фиксации.
Нижняя часть также имеет конструктивные особенности: она оснащена «мини-эстакадой», которая при закрытии концевым роликом фиксируется и на которую заезжает створка.
Для обеспечения работоспособности системы ролик концевика необходимо опустить на 3-4 мм ниже нижней кромки направляющего профиля.
Подобные описания могут показаться громоздкими и трудными для понимания, однако при наличии минимального опыта в сварочных работах и способности представить себе процесс, установка консольных ворот, не автоматических, на своем участке или в гараже не займет много времени. Я, например, уже к вечеру установил их на роликовые опоры (благоприятное время года позволило это сделать) и даже успел покрасить раму.
Облицовка створки — единственное, что осталось сделать в воскресенье профнастилом. При этом ее устройство дало возможность выполнить это не только с передней…
… но и с внутренней стороны.
Впоследствии воротам не помешало бы оснащение автоматикой и установка надежного замка, однако это уже будет предметом следующего рассмотрения.
Видео: Изготовление откатных ворот самостоятельно
В этом видео показано, как выглядят такие ворота на практике, а также какие нюансы необходимо учитывать при их проектировании и строительстве:
На этом завершаем наше общение. До свидания и надеемся увидеть вас вновь на сайте, посвященном дачному делу.