Tykvoff

Портал для садоводов

Изготовление плуга для мотоблока: пошаговая инструкция

Мотоблок может стать ценным приобретением для любого фермера, помогая в обработке почвы, уходе за домашним скотом и других сельскохозяйственных задачах. На рынке представлен широкий ассортимент подобной техники, однако ее цена может быть неподъемной для многих. Это не повод отказываться от возможности упростить свою работу. В этой статье мы расскажем, как изготовить мотоблок самостоятельно, используя детали от старой техники.

Устройство мотоблока

Фото: img.freepik.com

Конструкция мотоблоков, независимо от производителя, имеет схожие черты. В любом агрегате присутствуют мотор, редуктор, рама, ходовая часть, сцепление и органы управления. Именно этот принцип будет использоваться при самостоятельной сборке мотоблока из имеющихся деталей.

Характеристики мощности агрегата будут определяться выбранным двигателем. Для самодельных конструкций предпочтительно использовать двигатель с воздушным охлаждением, например, взятый с мотоцикла или аналогичного оборудования. Мотоблок может быть оборудован и электродвигателем мощностью от 2 кВт, однако в этом случае потребуется подключение к трехфазной сети электропитания. Поиск однофазного электродвигателя соответствующей мощности представляет собой сложную задачу, а использование трехфазного двигателя с конденсаторами приведет к снижению его производительности.

Важно! Электрический мотоблок должен быть подключен к электросети. Для его работы потребуется примерно 200 метров кабеля. Необходимо будет постоянно перемещать провод за собой, что создает значительные неудобства.

Сцепление необходимо устанавливать при работе с мотоблоком, независимо от типа используемого двигателя. Этот элемент обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Оптимальным вариантом является наличие штатного сцепления при использовании бензинового мотоциклетного двигателя, поскольку в этом случае не требуется дополнительная подгонка.

Двигатели, используемые в мотоблоках, обычно характеризуются высокой скоростью вращения, однако для эффективной работы мотоблока требуется более медленное передвижение. Для снижения скорости используется редуктор, который располагается между двигателем и ведущими колесами. Данный механизм включает в себя несколько шестерен различного диаметра, обеспечивающих уменьшение частоты вращения колёс.

Приступаем к сборке

После того, как будут отобраны все требуемые компоненты, можно приступать к сборке самодельного устройства. В первую очередь необходимо выполнить сварку рамы, к которой будут монтироваться все элементы мотоблока. Схематическое изображение рамы представлено на фотографии для ознакомления.

Возможно создание индивидуальных размеров, поскольку они могут не соответствовать доступным компонентам. Рама выполняется из металлической трубы диаметром 32 мм. Желательно сформировать цельную конструкцию путем гиба, хотя перемычки все равно потребуется приварить.

Еще по теме:  Как завести генератор с искрой: решение распространенной проблемы

Элемент, обозначенный на схеме цифрой 8, необходим для фиксации механизма, предназначенного для натяжения цепи. Цепной редуктор и ходовая часть будут установлены на деталь под номером 5. К этой же детали можно подключить и транспортную тележку.

На представленном снимке изображен двигатель с воздушным охлаждением. Для данного мотоблока был применен двигатель, аналогичный используемому в мотоцикле «Муравей».

Важно! Использовать двигатель от скутера для самодельной техники не рекомендуется. Такая силовая установка оснащена вариатором, предназначенным для регулирования оборотов вала в зависимости от нагрузки на двигатель. Это может привести к сложностям в эксплуатации, поскольку созданный мотоблок будет непрерывно замедлять ход во время работы.

Для установки двигателя на общую раму мотоблока предусматривается крепление, схема которого представлена на фотографии. Оно состоит из дуги, изготовленной из трубы диаметром 32 мм. К ней приварены три петли из стальной полосы, расположенные в соответствии с расположением крепежных отверстий двигателя.

Двигатель крепится к раме с возможностью перемещения. Это необходимо для регулировки натяжения цепи. После монтажа двигателя приступают к установке глушителя. Он располагается таким образом, чтобы выхлопные газы не воздействовали на оператора.

Затем в конструкцию добавляется цепной редуктор, схема которого изображена на фотографии. Этот механизм включает две ступени, обеспечивающие снижение скорости благодаря двум шестерням с количеством зубьев 57 и 17 соответственно.

Колесную пару для мотоблока возможно сделать своими руками или использовать снятую с вышедшей из строя техники. В данном случае, данный узел был демонтирован с мотоколяски СМЗ. На представленной фотографии изображена схема дополнительных насадок для колес.

Для обработки грунта с помощью агрегата необходимо переоборудовать его в мотокультиватор. Это достигается путем изготовления Т-образной опоры из профильной трубы, схема которой представлена на фотографии.

В результате была создана базовая модель мотоблока. Однако, поскольку техника необходима для решения разнообразных задач, в дальнейшем будут изготовлены элементы навесного оборудования.

На видео представлен самодельный мотоблок:

Дополнительное оборудование для самодельного мотоблока

Самодельный мотоблок, состоящий из использованных деталей, – это лишь половина успеха. В дальнейшем необходимо выполнить не менее трудоемкую задачу по созданию металлических колес и приспособлений.

Грунтозацепы

Различные способы изготовления грунтозацепов для мотоблока своими руками достаточно распространены, и один из них отличается простотой реализации. Для этого потребуется листовая сталь толщиной 3 мм, из которой вырезается полоса, соответствующая ширине протектора шины, после чего она приваривается сверху и сгибается под углом 120 о, в процессе исследования были выявлены металлические пластинки. Две шпильки фиксируют полосу с грунтозацепами на шине.

Внимание! Необходимо обеспечить равный интервал между приваренными пластинами на обоих колесах, чтобы избежать увода мотоблока в сторону во время эксплуатации.

Для изготовления грунтозацепов на мотоблок оптимальным решением будет воспроизвести конструкцию, аналогичную заводской. Схематическое изображение таких колес можно увидеть на фотографии.

Еще по теме:  Лопата со шнеком для эффективной уборки снега

Центральные диски грунтозацепов изготавливают из листовой стали, толщина которой составляет 5 мм. Полосы шириной 50 мм, также выполненные из этой стали, формируют в кольца. Для производства двух колес требуется шесть таких колец. Сам зацеп изготавливают из стальной полосы толщиной 8 мм. Все компоненты соединяют посредством сварки. К центру дисков крепятся оси. Рекомендуется использовать регулируемые оси, что позволит изменять ширину колеи мотоблока.

Каждое железное колесо будет весить приблизительно 10 кг. Это гарантирует прочное сцепление агрегата с поверхностью.

Плуг

Для обработки огорода потребуется изготовить плуг к мотоблоку самостоятельно, чертежи которого можно увидеть на представленных фотографиях. Такая стандартная однокорпусная модель подойдет для мотоблоков различной мощности.

Для самостоятельного изготовления плуга к мотоблоку используется следующая технология:

  • Стойку изготавливают из стальной полосы толщиной 10–12 мм. Для регулировки угла наклона и глубины погружения плуга на стойке просверливают ряд отверстий. В качестве альтернативы, для регулировки можно сделать фиксатор, перемещающийся по стойке.
  • Наибольшие трудности возникают при изготовлении отвала. Для его производства используется листовая сталь толщиной 3 мм. Для обеспечения точности угла рекомендуется изготавливать его по образцу заводского плуга. После изготовления отвал подвергается закалке: его нагревают докрасна и затем помещают в щелочной раствор.
  • Лемеха производятся из высоколегированной стали. Для крепления к отвалу используются заклепки, которые монтируются таким образом, чтобы их головки не выступали над поверхностью.

Элементы соединяются в соответствии со схемой. После завершения изготовления плуга для мотоблока, сделанного своими руками, проводят испытание вспашки земли. При соблюдении правильного угла наклона всех деталей и обеспечении надлежащей заточки лемеха, плуг будет равномерно срезать слой земли, без рывков.

Еще по теме:  Бензиновые генераторы Karcher: обзор и выбор моделей в магазине Кристофер

Борона

В качестве следующего элемента навесного оборудования следует изготовить борону для мотоблока, которую можно сделать своими руками. Существуют роторные, дисковые и зубовые бороны.

Зубовая борона обладает наиболее простой конструкцией. Изготовление начинается со сборки рамы, после чего к ней привариваются зубья, расположенные на равном расстоянии друг от друга и имеющие длину 25–50 мм.

Фотография демонстрирует схему производства зубовой бороны. Рама изготавливается путем сварки квадратной трубы. Рекомендуется не приваривать зубья, а нарезать резьбу и крепить их с помощью гаек. Это позволит легко заменить поврежденные зубья.

В самодельной бороне для обеспечения продольного хода можно использовать шарнир, взятый с автомобиля ГАЗ 53. Помимо прицепного устройства, потребуется две тяги, которые улучшат управляемость бороны.

Тележка

Для транспортировки грузов потребуется самодельная телега, предназначенная для мотоблока, чертеж которой можно увидеть на фотографии.

Конструкция может быть различной: от базовых кузовов до специализированных самосвалов. В любом случае для тележки необходимо предусмотреть:

  • Для изготовления рамы используют швеллер, уголок или трубы.
  • Конструкция кузова может включать откидной задний борт, открывающиеся задние и боковые борта, либо быть полностью стационарной. Оптимальным материалом для производства является листовая сталь, однако при её недоступности допустимо использование досок.
  • Для соединения с мотоблоком предусматривается дышло. Его длина определяется в зависимости от индивидуальных предпочтений для обеспечения удобства управления техникой.
  • Водительское сиденье может быть установлено в кузове или зафиксировано на дышле.
  • Для подключения сцепного устройства мотоблока к дышлу требуется шарнирное соединение. Рекомендуется изготовить его на заказ в токарной мастерской или использовать деталь, снятую с другой машины.
  • Ось с колесной парой можно взять от другой машины или изготовить из трубы. Однако в этом случае потребуется вытачивание втулок, установка подшипников и точная подгонка ступиц с дисками.

Для транспортировки тяжелых грузов целесообразно использовать тележку с четырьмя колесами, предусматривающую установку амортизаторов.

На видео представлена самосвальная тележка:

Заключение

Создание мотоблока и сопутствующего навесного оборудования собственными руками – задача непростая. Зато позволяет добиться значительной экономии денежных средств.

Читать еще