Покупка нового мини-трактора требует значительных финансовых затрат, что делает её недоступной для многих. Но без техники становится затруднительно ухаживать за домашним хозяйством. В таких случаях находчивые люди находят выход. Они создают самодельные тракторы, используя старые детали, или модифицируют мотоблоки. Попробуем сейчас в общих чертах разобраться, как это осуществляется.
Особенности сборки самодельного трактора
Предоставить подробную инструкцию по изготовлению самодельного трактора не представляется возможным, поскольку технические аспекты этого процесса напрямую связаны с доступными комплектующими. Для понимания того, как создать трактор самостоятельно, мы изучим основные компоненты этой машины.
Возможно, кому-то такой ответ покажется недостаточным, поскольку каждый стремится к конкретным сведениям. Рассмотрим, что является причиной этого. Для иллюстрации возьмем имеющийся двигатель. Он может быть дизельным или бензиновым, с воздушным или водяным охлаждением. Необходимо учитывать эти технические параметры, поскольку они определяют конструкцию самоделки. Перед двигателем с воздушным охлаждением потребуется установить вентилятор. Система водяного охлаждения отличается сложностью и имеет иную структуру.
Если решено собрать из мотоблока самодельный трактор, в этом случае сохраняются двигатель, колесная пара и КПП. Необходимо будет только сварить раму и установить дополнительную ось для колес. При модификации мотоблока заводская колесная пара остается ведущей. Ее можно расположить сзади или спереди, что зависит от места установки двигателя на раме.
Прежде чем приступать к сборке самодельного трактора, необходимо составить чертеж, даже если у вас уже есть некоторые детали. Наличие точной схемы позволит вам точно знать, какие компоненты и где необходимо установить. Фотография демонстрирует пример чертежа с расположением всех узлов.

Изготовление трактора своими руками обычно начинается с создания рамы. Вне зависимости от выбранного двигателя, даже если вы модифицируете мотоблок, конструкция выполняется в двух вариантах:
Переломная рама формируется из двух частей, соединенных шарниром. Самодельные тракторы с такой конструкцией обладают повышенной маневренностью. Двигатель и коробка передач устанавливаются на переднюю часть рамы. Задний мост и прицепное устройство для навесного оборудования крепятся ко второй части рамы.
Цельная рама – это бюджетный и проверенный временем вариант. Она представляет собой монолитную конструкцию, состоящую из двух траверс и лонжеронов. Для повышения прочности добавляют перемычки. Зачастую передняя часть рамы имеет меньшую ширину, чем задняя, формируя трапециевидную форму.
Раму любой конструкции изготавливают из швеллера. Профильная труба применяется для создания перемычек. Также потребуются металлические уголки различных размеров и листовая сталь толщиной 5–10 мм.
На видео демонстрируется самодельный трактор:
Запчасти для сборки трактора
Итак, переходим к рассмотрению изготовления самодельного трактора, и сейчас необходимо решить вопрос с подбором комплектующих:
- Мы уже обсуждали двигатель, однако вернемся к этому вопросу еще раз. Для трактора желательно подобрать мотор мощностью приблизительно 40 лошадиных сил, чтобы техника была способна решать любые задачи. На практике умельцы используют все, что имеется в распоряжении: двигатели от Москвича, мотоциклов, электростанций и других устройств. Если мотоблок переоборудуется, вопрос с двигателем снимается. Переделка мотоблока в трактор оправдана, если его мощность превышает 6 лошадиных сил. В противном случае самодельная техника окажется недостаточно мощной, и она не принесет существенной пользы в хозяйстве. Помимо мощности, необходимо учитывать рабочие обороты двигателя. Скорость при этом не играет критической роли. Двигатель должен обеспечивать высокий крутящий момент на низких оборотах. Данными характеристиками отличаются дизельные двигатели.
- При модификации мотоблока коробка передач остается прежней. Если используется другой двигатель, потребуется подобрать коробку передач из другой сельскохозяйственной или другой техники. Оптимальным вариантом будет использование этого узла с автомобиля ГАЗ-51 или 53. В процессе переоборудования необходимо будет выполнить значительную работу по адаптации корзины сцепления для обеспечения совместимости с креплением к установленному двигателю.
- Установка вала отбора мощности (ВОМ) на трактор собственными усилиями будет полезной. Это позволит значительно увеличить возможности самодельной конструкции с гидравликой, обеспечив возможность использования навесного оборудования.
- Как правило, для самодельных тракторов используют колесные пары, позаимствованные у легковых автомобилей, а также задний мост от них же. Если длина полуосей превышает необходимую, их укорачивают. При модификации мотоблока в трактор, ведущая колесная пара, как правило, остается оригинальной. Если двигатель, взятый от мотоблока, устанавливается в задней части рамы, для повышения устойчивости трактора увеличивают ширину колеи. Для передней балки самодельному трактору хорошо подойдет конструкция от погрузчика. Также можно изготовить самостоятельно балансирную балку, используя один шарнир в центре.
- Для организации рулевого управления рекомендуется использовать компоненты от легкового автомобиля. При модификации мотоблока МТЗ нередко создают трехколесный трактор. В этом случае переднее колесо и рулевое управление часто снимают с мотоцикла. Однако мотоциклетные или заводские рукоятки, предназначенные для мотоблока, не обеспечивают удобного управления при движении задним ходом. В таких ситуациях целесообразнее использовать традиционное круглое рулевое колесо.
- Тягово-сцепной механизм также представляет собой значимый элемент конструкции. Его необходимо приварить самостоятельно к задней части рамы трактора, к нему будет подсоединяться тележка.
- При модификации мотоблока штатная тормозная система обычно сохраняется. В противном случае ее заменяют узлом, снятым с другой сельскохозяйственной машины. Так же поступают и с топливным баком.
После монтажа всех компонентов на трактор устанавливают обшивку, крепят сиденье, фиксируют фары и прокладывают электропроводку.
Изготовление кабины для трактора МТЗ
Трактор можно эксплуатировать летом и без кабины, однако это значительно снижает комфорт работы, а с приходом осени использование техники станет невозможным. Самодельная кабина для трактора изготавливается из листовой стали. Прежде всего, необходимо разработать чертеж. В качестве образца берется конструкция кабины от трактора МТЗ. На фотографии представлена схема элементов конструкции, по которой можно собрать кабину для своего трактора.
Производство кабины для трактора МТЗ включает в себя следующие этапы:
- Если предложенные на чертеже размеры покажутся вам неудовлетворительными, их можно скорректировать. При проведении независимых расчетов отправной точкой обычно служат передние лобовые стекла. Высоту крыши устанавливают не ниже чем на 25 сантиметров больше роста водителя, находящегося за рулем.
- Сначала изготавливают каркас из деревянного бруса. Все компоненты фиксируют с помощью саморезов.
- Затем к внешнему деревянному каркасу начинают формировать основу кабины трактора МТЗ. Для этого металлические трубы подгоняют по габаритам деревянных деталей. Соединения осуществляют с помощью сварки. После проверки параллельности и ровности всех соединений, углы конструкции усиливают профилем.
- Собранный каркас кабины МТЗ устанавливают на землю, а затем внутри приваривают основания для смотровых окон.
- Для изготовления фрагментов крыши кабины МТЗ используется болгарка, которой вырезают детали из листовой стали толщиной 1 мм. Затем эти элементы привариваются к продольно разрезанным участкам труб диаметром 100 мм. После этого вся конструкция крыши фиксируется на общей раме кабины. Для повышения прочности крыльев и пола рекомендуется использовать листовой металл толщиной 2 мм.
- Для изготовления дверной рамы используется профильная труба. Не менее важно предусмотреть установку газлифтов. С учетом расположения боковых стекол подбирают угол центральной и задней стойки, после чего приваривают поперечины.
- Завершающим этапом является монтаж стекол. Внутреннюю отделку кабины, как правило, выполняют с использованием поролона, поверх которого натягивают кожзаменитель.
Самодельная кабина изготовлена. Осталось теперь ее установить на трактор. Внешнюю поверхность кабины необходимо покрасить. Покрытие не только улучшит внешний вид, но и обеспечит защиту металла от коррозии.
На видео демонстрируется изготовленная самостоятельно кабина для трактора МТЗ:
Самостоятельная сборка техники – процесс непростой задачи. Он предполагает наличие обширных знаний и навыков, включая умение работать со сварочным оборудованием и станками.




