Выпуск мотокультиваторов «Крот» российского производства стартовал в конце 1980-х годов. Первая модель МК-1А оснащалась двухтактным бензиновым двигателем, выдающим 2,6 лошадиных сил. Запуск двигателя осуществлялся с помощью ручного веревочного стартера. Первоначально данная техника была разработана для обработки небольших участков земли на дачных участках и внутри теплиц. Сегодняшний мотокультиватор Крот является модернизированной версией МК-1А. Такая техника теперь оснащается более мощным двигателем с принудительным воздушным охлаждением.
Обзор популярных моделей
Предполагаемые габариты оборудования составляют:
- длина – от 100 до 130 см;
- ширина – от 35 до 81 см;
- высота – от 71 до 106 см.
Размеры мотокультиватора «Крот» варьируются в зависимости от конкретной модели и могут быть изменены по мере совершенствования конструкции.
Мотокультиватор МК-1А

Обзор мотокультиваторов Крот начинается с модели МК-1А. Эта машина оснащена двухтактным карбюраторным двигателем, выдающим 2,6 лошадиных сил. Для запуска используется рукоятка с тросом. Двигатель с редуктором крепится к раме с помощью простой болтовой конструкции. Топливный бак вмещает 1,8 литра, что объясняется экономичным расходом топлива. Заправка мотокультиватора допускается бензином марок АИ-80 или А-76. Для приготовления топливной смеси используется машинное масло М-12ТП. Масса мотокультиватора составляет всего 48 кг, благодаря чему его удобно перевозить на дачу на легковом автомобиле.
Органы управления мотокультиватора находятся на рукоятках, в частности:
- рычаг сцепления;
- рычаг управления дроссельной заслонки;
- рычаг управления карбюраторной заслонки.
Модель Крот MK-1А обеспечивает совместимость с навесным оборудованием. Мотокультиватор применяется для полива, покоса травы, обработки почвы и ухода за растениями.
Мотокультиватор Крот 2 с реверсом
Благодаря наличию реверса и мощного двигателя мотокультиватор «Крот» обладает рядом особенностей, позволяющих потребителям приобрести полноценный мотоблок по доступной цене. Агрегат приводится в действие четырехтактным бензиновым двигателем Honda GX200, развивающим 6,5 лошадиных сил. Мотокультиватор «Крот 2» оснащен электронным зажиганием, валом отбора мощности и топливным баком объемом 3,6 литра. Передача крутящего момента от двигателя к ходовой части осуществляется посредством ременной передачи.
Эта модель культиватора Крот выделяется среди аналогов с аналогичными параметрами своей высокой надежностью. Достичь таких результатов позволила установка мощного одноцилиндрового двигателя и надежного редуктора. Ресурс двигателя составляет 3500 часов, что значительно превышает показатели более ранних версий мотокультиватора Крот, у которых он был ограничен 400 часами.
Мотокультиватору с задним ходом под силу обрабатывать участки шириной до 1 метра. В руководстве по эксплуатации, предоставленном производителем, указано, что мотокультиватор «Крот 2» обладает возможностью расширения своих функций благодаря применению навесного оборудования. Например, данная техника может использоваться в качестве снегоуборщика или косилки, для транспортировки грузов, а также для проведения разнообразных сельскохозяйственных работ.
На видео представлен подробный разбор мотокультиватора Крот:
Руководство по эксплуатации мотокультиватора Крот
Таким образом, мы установили, что современный мотокультиватор «Крот» обладает практически всеми возможностями мотоблока. Теперь давайте обратимся к инструкции по эксплуатации данной техники:
- Основное предназначение мотокультиватора – обработка почвы. Вспашка осуществляется с помощью фрез, которые устанавливаются на валы редуктора. Во время работы транспортные колеса приподнимаются. Сзади к прицепной скобе крепится сошник. Он выполняет функцию тормоза и позволяет регулировать глубину обработки грунта. Движение мотокультиватора обеспечивается вращением фрез, что одновременно приводит к рыхлению почвы. В комплекте с агрегатом поставляются две фрезы – внутренние и наружные. Первый тип используется на тяжелых почвах и на целине. Легкую землю можно обрабатывать обеими фрезами, либо добавить третий комплект. Его необходимо приобретать отдельно. Таким образом, в итоге получается по три фрезы с каждой стороны, то есть всего 6 штук. Устанавливать восемь фрез на мотокультиватор «Крот» невозможно из-за возросшей нагрузки на двигатель и трансмиссию.
- При прополке сорняков выполняют переоборудование механизма. На внутренних фрезах снимают ножи, а вместо них ставят полольники. Эти детали узнаются по Г-образной форме. Внешние фрезы заменяют дисками. Они тоже покупаются отдельно. Диски нужны для защиты растений, препятствуя попаданию их под полольник. Если прополка осуществляется по картофелю, то одновременно можно выполнять предварительное окучивание. Для этого установленный сзади сошник заменяют окучивателем.
- Для окучивания картофеля фрезы не используются. Их демонтируют с вала редуктора и заменяют стальными колесами, оснащенными грунтозацепами. Окучиватель при этом сохраняет свою позицию, где ранее располагался сошник.
- При уборке картофеля применяют те же металлические грунтозацепы, а вместо сошника на задней части мотокультиватора устанавливают картофелекопалку. Данное навесное оборудование представлено в различных модификациях, однако для культиваторов чаще всего приобретают веерные модели.
- Обработка почвы может осуществляться не только фрезами, но и плугом. В этом случае плуг устанавливается в задней части агрегата вместо сошника. Стальные колеса при этом сохраняют свое положение.
- Агрегат пригоден для работы при сенокосе. Для этого необходимо приобрести косилку и установить ее в передней части агрегата. На валы редуктора следует надеть резиновые колеса. Крутящий момент передается посредством ремней, надетых на шкивы мотокультиватора «Крот» и косилки.
- Для откачки воды можно использовать крот, который заменит помпу. Для этого потребуется насосное оборудование МНУ-2, которое необходимо установить на раму и соединить ременной передачей. Не забудьте при этом отсоединить ремень от тягового редуктора.
- Мотокультиватор может использоваться для транспортировки небольших грузов, не превышающих 200 кг. Для этого понадобится прицеп, оснащенный поворотным сцепным устройством. Можно купить готовую модель ТМ-200, произведенную на заводе, или изготовить ее самостоятельно, используя металлические материалы. При перевозке грузов на валы редуктора устанавливают резиновые колеса.
Благодаря установленному дополнительному оборудованию возможности Крота значительно увеличиваются.
Модернизация модели МК-1А
Если у вас есть старая модель культиватора Крот, не торопитесь ее утилизировать. Зачем тратить дополнительные средства на приобретение нового культиватора, оплачивая стоимость рамы, редуктора и других компонентов, если они уже имеются? Достаточно будет заменить двигатель.
Замену старого двигателя можно произвести на четырехтактный агрегат LIFAN — 160F. Этот китайский мотор отличается доступной ценой, а также обеспечивает мощность в 4 л. с. Согласно документации, для мотокультиватора МК-1А при обработке почвы фрезами на глубину 20 см требуется увеличение оборотов. С новым двигателем это не требуется. Кроме того, повышение мощности двигателя повлияло на глубину обработки, теперь она составляет 30 см. Увеличивать этот показатель не рекомендуется, поскольку может возникнуть пробуксовка ремня.
Замена мотора на старую раму – несложная задача. Большинство креплений вполне совместимы. Основное затруднение заключается в необходимости модификации оригинального шкива. Его извлекают со старого мотора, увеличивают внутренний диаметр отверстия под вал нового двигателя, а затем фиксируют с использованием шпоночного паза.
Если при снятии шкива произошел случайный треск, не стоит сразу приобретать новую деталь. Существует возможность восстановления поврежденной детали с использованием холодной сварки. Процесс восстановления лучше всего продемонстрирован на видео:
Кротовая техника хорошо подходит для небольших участков, однако не стоит возлагать на нее решение задач, выходящих за рамки ее возможностей. Для выполнения сложных работ лучше использовать мотоблоки и мини-тракторы большей мощности.




