Tykvoff

Портал для садоводов

Как выбрать прицепное устройство для мотоблока: размеры и чертежи

Если вы планируете использовать мотоблок для транспортировки грузов, то прицеп станет необходимым дополнением. На рынке представлен широкий ассортимент кузовов – от базовых конструкций до самосвальных моделей. Однако их стоимость может быть значительной. Обладая навыками сварки, прицеп для мотоблока своими руками получится сделать с минимальными затратами.

Разновидности прицепов

Фото: img.freepik.com

Мотоблок – это техника с невысокой тяговой мощностью. Нельзя присоединять к нему любой прицеп и перегружать его, опираясь только на высоту борта кузова. Первостепенное значение при выборе прицепа для мотоблока имеют его размеры и максимальная грузоподъемность:

  • Мотоблоки малой мощности, как правило, оснащаются двигателями мощностью до 5 л.с. Оптимальные габариты прицепа для таких машин: ширина – 1 метр, длина – 1,15 метра. Максимальный вес перевозимого груза – до 300 кг. Стоимость прицепов заводского производства находится в диапазоне 200 евро.
  • Мотоблоки среднего класса пользуются наибольшим спросом среди владельцев частных домовладений. Данная техника обычно оснащается двигателем мощностью свыше 5 л.с. Для нее подходят прицепы шириной 1 метр и длиной до 1,5 метра. Цена на них в торговых точках варьируется от 250 евро.
  • Мотоблоки, относящиеся к категории тяжелой техники, оснащаются двигателями мощностью от 12 лошадиных сил. Данная техника может буксировать прицепы шириной до 1,2 метра и длиной от 2 до 3 метров. Для работы с такими размерами требуется надежная поддержка, что обусловлено конструкцией с двумя осями. Стоимость прицепов, произведенных на заводе, начинается с 500 евро. При транспортировке грузов не рекомендуется использовать все возможности мотоблока. Чрезмерная нагрузка может привести к перегреву двигателя и ускоренному износу его компонентов.

Конструкция прицепа оказывает более значительное влияние на удобство его эксплуатации:

  • Модели с цельным кузовом отличаются наиболее доступной ценой и простотой изготовления. Боковые стенки надежно прикреплены к основанию и не поддаются открытию в процессе выгрузки.
  • Прицеп с откидными бортами является наиболее выгодным выбором, если учитывать стоимость и лёгкость изготовления. Конструкция кузова может предусматривать открытие только задней части или всех боковых сторон одновременно. Такие прицепы особенно полезны при транспортировке крупногабаритных грузов, при условии, что их вес соответствует установленным ограничениям.
  • Несмотря на более высокую стоимость и сложность производства, самосвалы обеспечивают удобство при выгрузке сыпучих материалов.
Еще по теме:  Комбайн для клюквы

Понимание разновидностей прицепов позволит вам сделать более осознанный выбор.

Конструктивные элементы прицепов определяются их способностью выдерживать определенную нагрузку

Перед приобретением прицепа необходимо учитывать, что он соединяется с мотоблоком посредством дышла и специального прицепного устройства. На мотоблоках, произведенных на заводе, имеется механизм для сцепки. В случае самодельного прицепа, прицепное устройство для мотоблока потребуется изготовить своими руками.

Важно! На прицепном устройстве закрепляют плуг, картофелесажалку и прочее навесное оборудование.

При подборе модели также необходимо учитывать особенности конструкции, обусловленные требованиями к грузоподъемности:

  • Специализированные самосвалы большой грузоподъемности неизменно изготавливаются с двумя осями и оснащаются гидравлическими системами.
  • Одноосные самосвалы с небольшой грузоподъемностью обычно оснащены ручным опрокидыванием кузова, которое реализуется за счет расположения его на раме со смещением центра тяжести.
  • Прицепы с грузоподъемностью свыше 350 кг обязательно оснащаются механическим тормозом. Остановка мотоблока с тяжелым грузом с использованием только штатного тормоза не представляется возможной.

Изучив все особенности конструкции, можно приступать к покупке прицепа или начать его самостоятельное изготовление.

Самостоятельное изготовление прицепа для мотоблока

Любителям и знатокам техники предоставляется инструкция по изготовлению прицепа для мотоблока с использованием подручных средств. В качестве демонстрационного варианта будет рассмотрена одноосная модель.

Разработка чертежей

Для создания прицепа к мотоблоку необходимо иметь чертежи. Их можно найти в уже готовом виде. На представленной фотографии изображена схема одноосного прицепа с указанием размеров. Ее можно использовать в качестве образца или найти другие чертежи в интернете, а затем внести в них необходимые изменения.

Схема должна демонстрировать все компоненты конструкции, а также методы соединения элементов. Было бы замечательно, если бы вы могли самостоятельно создавать чертежи. В этом случае можно будет изготовить прицеп, который будет удобен в эксплуатации.

Внимание! При создании чертежа самостоятельно необходимо обеспечить корректное расположение кузова относительно рамы. В условиях эксплуатации центр тяжести должен находиться вблизи передней части рамы, но не выходить за пределы оси колесной пары.

Изготовление рамы и кузова

Рама служит базой для прицепов, предназначенных для мотоблоков. Именно к ней крепятся колеса и кузов. Для изготовления рамы используется исключительно металл. Сборка рамы выполняется в следующем порядке:

  • Раму изготавливают путем сварки профильной трубы размером 60×30 мм. Для увеличения прочности на раму приваривают не менее пяти поперечных элементов.
  • В углах прямоугольной решетки закрепляют опоры, изготовленные из трубных отрезков. На эти опоры будут установлены борта.
  • Ниже решетки к раме привариваются две опоры для колесной оси и дышла.
  • Для изготовления рамки бортов используется уголок с сечением 25х25 мм, который сваривается. Способ их фиксации к стойкам на решетке определяется типом кузова. Рамки открывающихся бортов закрепляют с помощью петель, а стационарные – приваривают непосредственно к стойкам и элементам решетки.
Еще по теме:  Как сделать лопату самостоятельно: чертежи и инструкция

В конечном счете, вы должны получить конструкцию рамы, соответствующую представленному чертежу.

Установка колесной пары

Под рамой к корпусу приварили две опоры для колесной пары. К этим опорам теперь необходимо закрепить ось. Ее можно приобрести готовую для легкового автомобиля или изготовить своими руками. Во втором случае понадобятся ступицы, подшипники и колеса с дисками. Ось рекомендуется сделать из стального прута диаметром не менее 30 мм. Схематичное изображение процесса сборки колесной пары представлено на фотографии.

Обшивка кузова

После того, как рама прицепа установлена на колеса, можно приступать к обшивке кузова. Выбор материалов для этой задачи ограничен. Подходят лишь два варианта: доски или листовой металл. Если рассматривать дерево, то такой кузов не будет отличаться долговечностью. Доски можно защитить от воздействия влаги с помощью специальных пропиток и покраски, однако при погрузочно-разгрузочных работах нельзя исключить вероятность их повреждения.

Листовая сталь представляется наиболее подходящим материалом. Для изготовления дна кузова необходимо использовать металл толщиной не менее 3 мм. Борта могут быть облицованы железом толщиной от 1 мм. Некоторые мастера используют для этой цели профнастил.

Еще по теме:  Садовый пылесос-воздуходувка с бензиновым двигателем

Комбинированный кузов обещает быть весьма удачным. Для изготовления дна по-прежнему используется листовая сталь, а борта обшивают досками толщиной 15 мм. Предусмотрена даже возможность изготовления съемных накладок. Четыре щита из досок позволяют оперативно увеличивать высоту бортов, когда необходимо перевезти крупногабаритный, но нетяжелый груз.

На видео показан процесс создания самосвального прицепа, предназначенного для использования с мотоблоком:

Изготовление прицепного устройства

В нашей конструкции завершено только изготовление дышла. Требуется организовать узел, предназначенный для сцепки мотоблока и прицепа. На заводских агрегатах обычно присутствует специальный узел, который используется для крепления плуга и другого навесного оборудования, к которому также можно подсоединить прицеп. Поскольку на самодельных мотоблоках такого узла нет, изготовлением прицепного устройства придется заниматься самостоятельно.

На представленном фото демонстрируется конструкция сцепки дышла прицепа со стандартным прицепным устройством, выполненным в виде скобы. Соединение двух деталей осуществляется с помощью стального пальца. Подобную скобу можно установить и на самодельный мотоблок, что позволит использовать навесное оборудование заводского производства, такое как плуг, борона и другие инструменты.

В качестве альтернативного решения используется подвижное соединение. Тройник прицепного механизма крепится одним концом внутри втулки с использованием подшипников. Данная конструкция приварена к дышлу и соединяется с мотоблоком посредством того же стального пальца.

Эта поворотная сцепка для плуга и большинства навесного инструментов несовместима, однако прицеп будет уверенно перемещаться по неровной поверхности. Благодаря подшипникам дышло будет вращаться, предотвращая деформацию сцепки.

На представленном видео показана конструкция сцепки, предназначенной для мотоблока МТЗ:

Заключение

Почти все работы по сборке прицепа завершены. Осталось установить сиденье для водителя. Оно может быть закреплено на дышле или размещено в кузове – выбор зависит от длины прицепного устройства, поскольку оператору мотоблока необходим удобный доступ к ручкам управления.

Читать еще