Снегоуборщики наиболее востребованы в тех регионах, где выпадает значительное количество снега. Заводские модели стоят дорого, поэтому большинство людей предпочитают изготавливать их самостоятельно. Существует множество различных конструкций таких самодельных устройств. Наиболее распространены механизмы, использующие шнек. Однако не меньшей популярностью пользуются и самодельные роторные конструкции снегоуборщик, у такого устройства захват снега осуществляется с помощью вращающихся лопастей вентилятора.
Разновидности роторных снегоуборщиков

Конструкция роторного снегоочистителя достаточно проста. Устройство включает в себя круглый корпус, напоминающий улитку. Над корпусом установлен рукав для выброса снега. С передней стороны корпуса прикреплены направляющие лопатки. Внутри снегоуборщика ротор, вращающийся на высоких оборотах, состоит из крыльчатки, закрепленной на валу с подшипниками. Двигатель приводит в действие данный механизм. При начале вращения ротора крыльчатые лопасти захватывают снег, измельчают его внутри улитки и выбрасывают на значительное расстояние в сторону через рукав.
Существуют два основных варианта изготовления самодельного роторного снегоотбрасывателя:
- Снегоуборщик, оснащенный стационарным двигателем, функционирует как полноценное устройство.
- Такое устройство обычно используется как дополнительное оборудование для другой техники. Двигатель не применяют в самодельных роторных снегоуборщиках. Снегоуборщик подключают к мотоблоку или мини-трактору. Передача осуществляется с помощью ременного или цепного привода.
Роторные снегоуборщики классифицируются в зависимости от типа используемого двигателя:
- Электрические роторные устройства издают очень мало шума. Обслуживание таких устройств несложное и не связано с расходом каких-либо материалов. Однако, постоянный кабель, тянущийся за снегоуборщиком, может создавать определенные неудобства. Альтернативой может стать аккумуляторная модель, но её автономность существенно ограничена. Все электрические снегоуборщики обладают невысокой мощностью. Как правило, они применяются на дачных участках и в частных домовладениях для расчистки дорожек от лёгкого, только что выпавшего снега.
- Бензиновые роторные снегоуборщики обладают большей мощностью по сравнению с электрическими. Единственный их минус – более сложная система технического обслуживания двигателя, необходимость регулярной заправки топливом и выбросы отработавших газов. Однако бензиновые снегоуборщики не требуют подключения к электросети. Мощность двигателя позволяет создавать роторные механизмы большего размера. Такой роторный агрегат характеризуется увеличенной шириной захвата, способен эффективно убирать толстый снег и даже справляться с сугробами.
В зависимости от способа перемещения, роторные снегоуборщики классифицируются следующим образом:
- Несамоходные агрегаты перемещаются при помощи оператора, который толкает их. К этой категории, как правило, относят электрические снегоуборщики, хотя встречаются и бензиновые модели с невысокой мощностью. Для работы с техникой требуется лишь небольшое усилие. Захват снегом крыльчаткой позволяет агрегату самостоятельно, пусть и постепенно, продвигаться вперед.
- Как правило, самоходные машины приводятся в действие бензиновым двигателем. Снегоуборщик самостоятельно перемещается на колесах, а оператор лишь указывает ему маршрут.
Роторные снегоуборочные навески также целесообразно классифицировать как самоходное оборудование, несмотря на отсутствие даже постоянного привода. Тем не менее, для их перемещения не требуется физическая сила. Навеска будет двигаться синхронно с мотоблоком или мини-трактором.
Чертежи роторных снегоуборщиков
Для правильной сборки снегоуборочной техники необходимы чертежи. На представленных фотографиях вы можете увидеть устройство самой простой роторной модели.
Для владельцев мини-трактора более целесообразно использовать иную конструкцию. Подключение роторной навески к технике подобной мощности нецелесообразно. Обычно для мини-тракторов создают комбинированные устройства. Такая навеска объединяет шнек и ротор. Благодаря этому снегоуборщик эффективно очищает от значительных объемов снега.
В комбинированном снегоуборщике снег проходит двухступенчатую обработку. Шнек собирает и измельчает снежный покров, а ротор перемешивает полученную рыхлую массу с воздухом и выбрасывает под напором через рукав.
Видео демонстрирует принцип действия шнекороторного снегоочистителя:
Самостоятельное изготовление роторного снегоуборщика
Создание роторного снегоуборщика в домашних условиях обычно включает в себя несколько этапов:
- сборка рамы;
- изготовление роторного механизма;
- сваривание кожуха – улитки.
Если снегоочистительная машина не крепится к другой технике, то мастеру необходимо выполнить еще один этап – монтаж двигателя.
При выборе размера роторного снегоочистителя рекомендуется ориентироваться на параметры, обеспечивающие ширину захвата от 48 до 50 см. Такая конструкция позволит создать эффективный, но не слишком массивный аппарат. С его помощью оперативно можно расчистить придомовую территорию, двор и садовые дорожки.
Сборка рамы роторного снегоуборщика
Рама является базой для снегоочистителя, на ней устанавливаются все рабочие элементы. В целом, рама снегоуборщика – это прямоугольная конструкция, изготовленная путем сварки уголков и профиля. Точные рекомендации по ее созданию предоставить затруднительно, поскольку все будет зависеть от применяемых деталей. Например, двигатель можно взять с бензопилы, культиватора или установить электродвигатель. Для каждого из них потребуется разработать индивидуальное крепление. Если роторный снегоочиститель используется как навесное оборудование для мотоблока, двигатель не устанавливается. Соответственно, раму делают короче, чтобы обеспечить место для крепления ротора со снегоулавливающей улитки.
Если роторная машина обладает функцией самоходности, на её раме необходимо предусмотреть крепеж для колесной пары. Проще оснастить несамоходный снегоочиститель лыжами. Для этого к нижней части рамы приваривают элементы крепления, к которым затем фиксируют деревянные полозья.
Сборка ротора снегоуборщика
Ротор представляет собой наиболее сложный элемент снегоуборщика. К крыльчатке предъявляются самые строгие требования. Она может быть оснащена от двух до пяти лопастей, однако это не является определяющим фактором. Количество лопастей определяется индивидуальными пожеланиями. Важно, чтобы каждая лопасть имела идентичный вес. В противном случае возникает дисбаланс. При вращении несбалансированной крыльчатки снегоуборщик будет подбрасывать на месте от сильной вибрации.
Если нет возможности заказать ротор для снегоуборщика, потребуется выполнить все работы своими силами. Ориентироваться при этом можно по предоставленному чертежу.
Для создания ротора своими руками необходимо выполнить следующие шаги:
- Для начала необходимо найти вал, на котором будут установлены крыльчатка и подшипники. Обработка этой детали возможна исключительно на токарном станке. Альтернативой является использование подходящего вала, уже имеющегося в хозяйстве, из другого оборудования. Следует учитывать, что самодельный ротор снегоуборщика неизбежно будет иметь хотя бы небольшой дисбаланс. Вал рекомендуется выбирать большей толщины, чтобы использовать подшипники большего размера. Это позволит снизить их подверженность разрушению из-за вибрации.
- Крыльчатку ротора делают из металла толщиной от 2 до 3 мм. Сначала на металлическом листе наносят разметку в виде круга нужного диаметра. Как правило, выбирают размер от 29 до 32 см. Заготовку отделяют от листа с помощью болгарки или лобзика. Сварку применять не рекомендуется, поскольку нагрев может привести к деформации металла. Полученный диск шлифуют на токарном станке и зачищают напильником для достижения идеально ровной поверхности.
- В центре диска просверливают отверстие, соответствующее диаметру вала. Хотя ось и можно приварить к заготовке, это приведет к созданию неразборного ротора. Впоследствии это усложнит его ремонт. Гораздо целесообразнее на оси сделать нарезку резьбы и закрепить диск с помощью гаек.
- Приступая к изготовлению лопастей, важно отметить, что они также изготавливаются из того же металла. Необходимо получить абсолютно идентичные заготовки. Рекомендуется взвешивать каждую лопасть. Минимальный перевес или недовес в граммах позволит уменьшить вибрацию снегоуборщика, вызванную дисбалансом. Готовые лопасти прикрепляются к центральной части диска на равном расстоянии друг от друга, простираясь к его краю.
Завершение подготовки заготовок для ротора снегоуборщика. Теперь необходимо на вал установить два подшипника, для которых потребуется ступица. Ее можно изготовить из куска трубы подходящего диаметра. К ступице привариваются четыре проушины, либо можно использовать готовый фланец с отверстиями. Именно этой частью ступица будет закреплена к задней стенке улитки.
Изготовление улитки
Конструкция кожуха роторного снегоуборщика напоминает раковину улитки, что и обусловило его такое название. Для изготовления потребуется отрезок трубы подходящего диаметра, длина которого составляет 15–20 см. Одна из сторон кольца герметично заваривается металлическим листом. Это будет задняя стенка улитки, к которой крепится ступица подшипников ротора. Спереди к кольцу по бокам привариваются две направляющие лопатки.
В верхней части кольца делают отверстие и приваривают патрубок для подключения рукава. Переднюю часть улитки следует закрыть на треть, чтобы снег не попадал перед ротором, а отводился через рукав. Заглушку рекомендуется сделать съемной, закрепив её на шпильках. Данное решение обеспечит удобный доступ к крыльчатке.
Теперь необходимо зафиксировать ротор внутри кожуха. Для этого в центре задней стенки улитки просверливают отверстие для вала. Ротор устанавливают на предназначенное место, надежно прижимая ступицу подшипников к кожуху. По проушинам фланца отмечают расположение крепежных отверстий. Ротор извлекают из кожуха, производят сверление, после чего механизм устанавливают обратно и стягивают болтами ступицу с задней стенкой улитки.
Внутри цилиндрического корпуса сформировался выступающий вал ротора. На него устанавливают крыльчатку и надежно фиксируют гайками. С внешней стороны улитки осталась ступица с подшипниками и второй выступающий конец вала, на который насаживают шкив ременной передачи. При выборе цепного привода вместо шкива устанавливают звездочку от мопеда.
Собранный роторный механизм крепится к раме, затем начинается дальнейшая сборка снегоуборщика, которая зависит от конкретной модели. В частности, монтируется двигатель или навесное оборудование подключается к мотоблоку, а также настраивается привод.
Заключение
Роторный снегоочиститель, сделанный своими руками, позволяет создать устройство с необходимой шириной захвата и значительно сэкономить деньги.




