Tykvoff

Портал для садоводов

Русский сад — существует ли он?

«Сад – это участок, на котором высажены деревья и кустарники, цветами; сами растущие здесь деревья, растения». С.И. Ожегов. Словарь русского языка Я хотел бы обсудить русский сад как направление в декоративном садоводстве – узнаваемый, самобытный и выразительный итог творческой деятельности и восприятия мира, свойственный нашему народу. Действительно ли он существует?

Фото: img.freepik.com


Я обратилась к самому крупному изданию последних лет – «Дизайн сада» Д. Брукса, в котором рассматриваются французские, итальянские и японские сады, а также современные стили из Великобритании и Америки. Меня удивило отсутствие упоминаний о русских садах. Однако, я решила, что это вполне объяснимо, ведь автор – иностранный, пусть и признанный.

Книга Черняевой и Титовой «Ландшафтный дизайн вашего сада», выпущенная отечественными авторами, также не внесла ясности в этот вопрос. В ней присутствует раздел, посвященный русской усадьбе, с несколькими иллюстрациями приусадебных парков и кратким описанием их эволюции. Вместе с тем, авторы не предоставили ни фотографий русских садов, ни конкретных рекомендаций по их созданию, ограничившись лишь общими замечаниями. Достаточно ли этого для понимания русского стиля?

Обратимся к определениям. Согласно словарю Ожегова, стиль – это
«набор характеристик, общность выразительных художественных средств и приемов, определяющих целостность определенного направления в творчестве» . Помимо настроения, которое, несомненно, характеризует сад, необходимо учитывать и вполне конкретные физические элементы, а также приемы работы с ними. Для каждого уникального стиля они должны быть самобытными, выделяться на фоне остальных.
Согласно этому же словарю, слово «русский» определяется следующим образом:
«Русский – это все, что связано с русским народом, его языком, национальным характером, укладом жизни, культурой, а также с Россией, ее территорией, политическим устройством, историей; то, что свойственно русским людям и присуще России. Русский язык. Русская философская мысль. Русская критическая литература. Русский богатырский эпос. Русское деревянное зодчество. Русская крестьянская община. Русские народные песни. Русский романс. Русское гостеприимство. Русская кухня. Русский национальный костюм. Русская тройка. Русская зима. Русская рубашка (косоворотка). Русский рысак» . И вновь среди традиционных русских понятий, которые вызывают в памяти конкретный образ, отсутствует слово «сад». Растения, несомненно, являются основным инструментом создания сада. Стили садов формировались всегда на основе местных растений, поскольку альтернативы не существовало или их было трудно приобрести, запасы формировались, а затем пополнялись за счет растений, завезенных из других мест. Японский сад неразрывно связан с японскими клёнами, бамбуком, сакурой, соснами, хостами, ирисами и мхом. Аналогичные наборы растений, являющиеся основой сада, характерны и для других национальных садов. Лишь спустя время различные стили стали оказывать взаимное влияние, и сады начали обогащаться чужеземными видами.

Какие исконно российские растения применялись при создании садов и подвергались селекции? Пожалуй, рябина, черемуха и калина, хотя и в основном из-за их пищевой ценности (выводились сорта с улучшенным вкусом, а не декоративные). Березы, сосны, ели, бересклеты и дубы мы обычно любуемся в естественной среде, в садах же их используют редко, за исключением тех, что заложены в сосновых или других лесах, где их присутствие скорее обусловлено обстоятельствами, чем является результатом планирования. Примечательно, что собственных, адаптированных форм и сортов у нас практически нет – их приходится импортировать из других стран.

К тому же, в обществе широко распространены абсурдные суеверия, утверждающие, что высадка определенных растений возле дома предвещает беды. Папоротник, очиток, туя – эти растения ассоциируются с кладбищами, посадка ели якобы предвещает смерть владельцу, калина, рябина… У каждого растения находится негативная трактовка.

То же касается и декоративных многолетников: прострелы, ветреницы, печеночницы, хохлатки, пролески, башмачки, пионы – все эти растения постепенно исчезают из дикой природе, и их популяция в садах не пополняется. За рубежом существуют сорта этих растений с разнообразной окраской цветков, махровые формы и другие вариации. Почему же российские сады не радуют подобным разнообразием? Если и создавались новые сорта, то где их можно найти сегодня? Заслуженная похвала немногочисленным российским селекционерам, работающим с флоксами, лилиями, пионами и некоторыми другими культурами. Однако это не являются растениями, произрастающими в природе России.

Садоводы интересуются хостами, гейхерами, лилиями, древовидными пионами и клематисами. Эти растения, несомненно, обладают привлекательностью и хорошо вписываются в ландшафт наших садов. Но разве это единственный выбор? Очень мало вопросов приходится на ивы, выведенные российскими селекционерами, маньчжурский орех и растения дальнего востока. Неужели это связано с тем, что они уже распространены и знакомы всем? Совсем нет.

Какие альтернативные методы можно использовать для создания сада?
Материалы. Их немного – камень и дерево. В зависимости от стиля сада, они используются по-разному. В России, если учитывать её размеры, выходящие за пределы Московской области, с этими материалами всё хорошо. Здесь есть известняк, ледниковые валуны, тонкослоистый песчаник, и, конечно же, обширные леса, которыми мы справедливо гордимся.
Ранее в садах практически не использовали камень. Если взглянуть на изображения русских садов, то ни фундаменты, ни подпорные стенки (хотя они часто необходимы, особенно в садах, расположенных на склонах), ни даже мощение или настилы там не встретятся. Материалы были доступны, но приемы их применения игнорировались. Остается лишь гадать, почему наши предки выбирали топтать грязь даже на территории собственных усадеб.

Отсутствуют и национальные приемы работы с растениями. Японцы разработали технику бонсай, европейцы – топиарное искусство. Почему же наши деревья выглядят такими неряшливыми и заброшенными? Отложим в сторону хвойные и декоративные растения, а вспомним об утилитарности, которую часто приписывают русскому саду. Для повышения урожая и увеличения продолжительности жизни яблоне необходимо придавать форму. Но правильно сформированные плодовые деревья можно увидеть лишь в старых колхозных садах. А, например, в Праге плодовые деревья в большинстве случаев имеют нужную форму. Наши частные сады находятся в запущенном состоянии, плодовые в них растут как дикие растения, подвергаясь болезням и давая скудный урожай. Не применяются и методы ухода за травяным покровом. Газоны появились относительно недавно, раньше траву скашивали не для декоративных целей, а чтобы накормить корову.
Часто в качестве примера русского сада приводят изображение с беседкой. Но если убрать беседку с этой картинки, то останутся… несколько цветущих яблонь на краю леса или просто парк.

Усадебные парки вообще часто приводятся в качестве образца. Возможно, сто и более лет назад они и были таковыми. Но сейчас можно увидеть лишь их останки, представляющие собой все тот же лес со стоящими в нем узнаваемыми русскими постройками, системой тропинок и локальными вкраплениями посадок. Но причем же тут слово «сад»?

До недавнего времени сады были доступны лишь состоятельным людям. Но ситуация претерпела изменения, и в настоящее время во многих государствах возможность иметь собственный сад стала реальной для людей с невысоким достатком. Существующие местные садовые традиции и стили оказывают влияние на внешний вид личных, зачастую небольших, садов. Однако подобного нельзя сказать о российском опыте. Разделенные на шестисотки и деревенские участки, прежде всего, использовались для производства продуктов питания. Советская селекция была сосредоточена на выведении сортов овощей и фруктов, а не на декоративных растениях для личных садов. Только отдельные увлеченные садоводы выращивали флоксы, лилии и гладиолусы. Так и не сформировался малороссийский декоративный сад. Как бы я ответила на вопрос о том, существовал ли, существует ли и будет ли существовать русский декоративный сад? Русский сад, возможно, существовал или находился в стадии формирования. О нем сейчас с теплотой и ностальгией вспоминают немногие, видевшие его. Русский декоративный сад имел потенциал стать уникальным и появиться на каждом деревенском или дачном участке. Однако в силу исторических обстоятельств этого не случилось.

В настоящее время стиль русского сада не является широко распространенным . В России существуют сады, и есть сады, созданные русскими людьми. Однако единого стиля в них нет. Россия и ее сады перегружены волной импортных растений и материалов, ранее недоступных. Сады создают, ориентируясь на привлекательные зарубежные образцы. Они настолько эффектны, что заслоняют скромные изображения или черно-белые фотографии, представляющие собой доказательства существования русских садов.
Появление и успешное развитие русского сада вполне возможно. Однако в нынешних реалиях это требует больших усилий. Столетие назад государства были более изолированы, что способствовало возникновению локальных произведений искусства (к которым относятся и сады), основанных на местных обычаях и ресурсах. В настоящее время информационное поле мира объединено. Мы подвержены влиянию множества культур одновременно, что существенно усложняет формирование чего-то собственного и неповторимого. Самобытные стили прошлых эпох, вероятно, сохранятся, но современные сады будут унифицироваться и приобретут всеобщий характер. Это коснется и нас.

А напоследок хочется заметить, что российский сад создается сейчас, и развивается достаточно интенсивно. Зависит ли этот процесс от моих действий, ваших или чьих-то еще? Маловероятно. Вероятнее всего, это бессознательный итог тех изменений, которые происходят в российском обществе. Если русская сад существует, она вырвется из глубин нашей памяти, представая в обновленной форме. Поэтому каждому из нас остается самое приятное дело – создание собственного, уникального сада, который в конечном итоге станет небольшой частью мозаики российских садов. А возможно, и заметным, всемирно известным, образцом нового, русского, сада. Ольга Бондарева

Читать еще
Еще по теме:  Крыжовник 'Черный Негус': сорт, достойный восхищения