Создание мотокультиватора из устаревших деталей – задача не из легких. Она предполагает необходимость точной подгонки компонентов для формирования функционального механизма. Для человека, обладающего определенными навыками, изготовление самодельного мотокультиватора не представляет большой сложности.
Разновидности мотокультиваторов
Перед началом сборки мотокультиватора необходимо изучить его типы. Это определит состав самодельной конструкции и возможности, которые она будет выполнять.
Различие культиваторов по типу двигателя
Для самодельных культиваторов подходят двигатели двух основных типов:
Электродвигатель устанавливают при наличии трехфазной сети. Данная техника предпочтительнее для небольших дачных участков, поскольку за культиватором будет тянуться кабель, и транспортировка на значительные расстояния с ним затруднена. Для работы электромотора используют мощность не менее 2 кВт.

Наиболее подходящим выбором является культиватор, оснащенный двигателем внутреннего сгорания. Такая техника не требует подключения к электросети. Это позволяет работать на значительном удалении от источников питания или транспортировать грузы. Двигатели могут быть как бензиновыми, так и дизельными. Если удастся найти мотор мощностью свыше 4 лошадиных сил, то самодельная конструкция станет достойным мотоблоком.
Выбор типа двигателя позволяет приступить к проектированию конструкции и определению функциональных возможностей культиватора.
Мотокультиваторы классифицируют в зависимости от принципа их перемещения и выполняемых работ с почвой
В зависимости от принципа перемещения, различают два типа техники:
- Самоходные машины имеют колёсную пару с приводным механизмом;
- Несамоходные культиваторы не имеют ведущих колес. Их заменяют рабочие насадки, такие как фрезы, которые крепятся к вращающемуся валу. Благодаря этим насадкам агрегат разрыхляет почву и при этом перемещается вперед.
Изготовление самоходной техники – процесс непростой. В её конструкции может предусматриваться установка даже двух редукторов. Один из них предназначен для обеспечения скорости вращения роторной насадки, которая выполняет рыхление почвы. Второй редуктор используется для привода ведущих колёс.
Несамоходные культиваторы отличаются простой конструкцией. Движение обеспечивается вращением фрез. Агрегат оснащен двумя колесами, которые не приводят его в движение, а служат лишь точками опоры для облегчения перемещения. Без этих опорных колес мотокультиватор невозможен, так как он будет постоянно погружаться в почву. Кроме того, опорные колеса позволяют регулировать глубину обработки грунта.
Если вы планируете самостоятельно собрать мотокультиватор, рекомендуется уделить больше времени созданию модели с ведущими колесами.
Что нужно для сборки мотокультиватора
Для самостоятельной сборки культиватора необходимы чертежи всех его компонентов. Образец схемы с указанием размеров представлен на фотографии. Также можно найти другие чертежи культиваторов или создать их самостоятельно.
Для культиватора можно использовать двигатель от мопеда, мощной бензопилы или мотоцикла. Если принято решение об использовании электродвигателя, то подойдет мотор от промышленной вентиляции или компрессора.
Для работы мотокультиватора любого типа необходим редуктор. Это связано с тем, что частота вращения вала двигателя, как правило, превышает допустимые значения. Редуктор предназначен для уменьшения оборотов, что позволяет увеличить крутящий момент рабочего вала.
Все компоненты культиватора закреплены на раме, а управление осуществляется с помощью ручек. Эти детали изготавливаются методом сварки из труб или профилей. Важно, чтобы конструкция была надежной. Дополнительный вес не является недостатком, поскольку он способствует улучшению сцепления колес мотокультиватора с почвой.
Сборка электрокультиватора
В случае, если не удалось найти достаточно мощный электродвигатель, можно использовать два двигателя мощностью 1,5 кВт каждый. После их крепления к станине, они соединяются ремнями, образуя единую конструкцию. Только после этого на одном из двигателей устанавливается двухручьевой шкив. С его помощью крутящий момент будет передаваться на шкив рабочего вала редуктора культиватора.
Задние колеса служат для фиксации. Они крепятся к раме с помощью оси и подшипников. Ведущей осью культиватора является передняя. На нее устанавливают фрезы, транспортные колеса или грунтозацепы.
Редуктор станет хорошей заменой для неисправного мотоблока Нева. Перед началом эксплуатации его необходимо разобрать и проверить состояние шестерен. Поврежденные детали с отломанными зубьями следует заменить.
Раму культиватора изготавливают из обычной стальной трубы круглого сечения диаметром 32 мм. Для изготовления рукояток рекомендуется использовать трубку меньшего диаметра, приблизительно 20–25 мм. Сзади к раме обязательно приваривают крепление для навесного оборудования, которое можно также снять с неисправного мотоблока. Упорные колеса можно использовать от сельскохозяйственной техники. Из приобретенных материалов необходим только длинный провод для подачи электроэнергии к моторам.
Сборка культиватора с ДВС
Для мотокультиватора необходим двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. В качестве примера рассмотрим модель Д 8, которую можно взять со старого мопеда. Схема культиватора представлена на фотографии, по которой можно определить расположение всех его компонентов.
Процесс сборки мотокультиватора во многом повторяет этапы, применяемые при использовании электродвигателя. В первую очередь изготавливается рама с рукоятками, после чего производится установка двигателя. Двигатель предназначен для воздушного охлаждения, однако, учитывая небольшую скорость передвижения культиватора, этого недостаточно. Для предотвращения перегрева блока цилиндра перед двигателем необходимо установить вентилятор или организовать систему водяного охлаждения вокруг рабочего цилиндра. Конструкция достаточно проста, но эффективно решает проблему перегрева.
Для работы с данным мотокультиватором применен двухступенчатый цепной редуктор. В качестве звездочек использованы детали: одна взята с мопеда, а другая – с велосипеда. Все вращающиеся части защищены стальным кожухом.
На видео показан процесс создания мотокультиватора:
Применение ходоуменьшителя для культиватора
Ходоуменьшитель необходим для уменьшения скорости мотокультиватора. Он наиболее часто используется при работе с навесным инвентарем. Данный узел можно приобрести в заводских условиях или изготовить своими руками. В качестве альтернативы, для замедления скорости проще установить на культиватор колеса большего диаметра. Если это нежелательно, можно собрать простой ходоуменьшитель:
- из стальных листов собирают коробку;
- внутри вваривают ось с насаженной шестеренкой большего диаметра, чем на приводном валу культиватора;
- коробку крепят болтами к раме;
- теперь осталось натянуть цепь, соединив ведомую и ведущую шестерни.
Теперь ходоуменьшитель установлен и готов к работе. Можно приступать к монтажу колёс и фрез, и продолжить эксплуатацию мотокультиватора, но с пониженной скоростью.
Устранение неполадок мотокультиватора
Ремонт мотокультиватора собственными силами вполне осуществим благодаря его простой конструкции. Ниже мы рассмотрим наиболее часто возникающие неисправности и способы их решения:
- Двигатель культиватора не запускается. Как правило, это вызвано отсутствием искры. Рекомендуется попробовать заменить свечу зажигания. Ещё одной причиной может быть прекращение подачи топлива вследствие засорения фильтров. Чтобы устранить неисправность, фильтры необходимо разобрать, промыть в бензине и установить обратно.
- Во время эксплуатации двигатель внезапно останавливается. Вероятной причиной являются свечи зажигания либо недостаточный объем подаваемого топлива.
- Стук, доносящийся изнутри двигателя, свидетельствует о поломке какой-либо детали. Чтобы определить причину неисправности, требуется незамедлительная разборка мотора, в противном случае он может заклинить.
- Двигатель издает сильный шум и перегревается в процессе работы. Это может быть вызвано неоптимальной топливной смесью или чрезмерной нагрузкой на мотокультиватор. Необходимо дать технике остыть, пока готовится новая топливная смесь.
- Культиватор не двигается. Вероятно, между дисковыми ножами или колесами что-то заблокировало. Также возможно ослабление ременной передачи. Если причина не в этом, то неисправность, скорее всего, в редукторе.
На видео рассказывают о ремонтных работах:
Самодельный мотокультиватор отремонтировать проще, поскольку все его компоненты были собраны вручную. Вам хорошо знакомы детали его конструкции. В случае серьезной неисправности заводского мотокультиватора рекомендуется обратиться к профессионалам в сервисном центре.




