Производство мотоблоков Нева стартовало в Санкт-Петербурге в 90-е годы. В настоящее время техника этой марки получила широкую известность и пользуется спросом на территории всех государств, образовавшихся на месте бывшего Советского Союза. В ассортименте представлено множество различных моделей, однако мотоблок Нева МБ 2 пользуется наибольшей популярностью, хотя и другие модели также весьма востребованы.
Знакомимся с модельным рядом
Мотоблоки Нева выпускаются в различных комплектациях и имеют разные технические параметры. Каждая модель совместима с дополнительным оборудованием, что значительно увеличивает возможности их применения.
МБ-Компакт

Модель МБ-Компакт скорее является мотокультиватором, а не мотоблоком, несмотря на заявленную тяговую силу в 6 лошадиных сил. Вес агрегата составляет приблизительно 70 кг. Эта техника относится к легкой категории и разработана для обработки рыхлых почв, скашивания сена и выполнения других сельскохозяйственных работ. Мотокультиватор оснащен американским бензиновым двигателем Briggs&Stratton мощностью 6 лошадиных сил. Объем топливного бака – три литра. На мотокультиваторе предусмотрено четыре передние и две задние передачи. Редуктор защищен алюминиевым кожухом, заполненным маслом.
Мотокультиватор позволяет обрабатывать почву фрезами на глубину до 16 см, при ширине захвата от 65 до 100 см. Благодаря компактным размерам, его удобно перевозить на автомобильном прицепе и хранить, а переключение между колесами и фрезами осуществляется оперативно и самостоятельно.
МБ-1
Мотоблок Нева МБ 1 имеет отличия от предыдущей версии в трансмиссии. Двигатель остался прежним, его мощность составляет 6 лошадиных сил. Однако, здесь используется редуктор производства «Мульти-Агро», что позволило повысить тяговое усилие мотоблока. Благодаря возможности независимого отключения крутящего момента на правом и левом колесах, агрегат демонстрирует улучшенную маневренность при поворотах.
Модель позволяет обрабатывать почву фрезами на глубину до 20 см. Ширина захвата при этом возросла и теперь находится в диапазоне от 86 до 127 см. Вес конструкции составляет приблизительно 75 кг.
МБ-2
Мотоблок «Нева», оснащенный двигателем от американской компании Briggs&Stratton, обладает мощностью 6,5 лошадиных сил. На этом агрегате установлен редуктор с возможностью использования пониженных передач. Также предусмотрена функция независимого отключения крутящего момента для каждого колеса.
Масса мотоблока составляет приблизительно 100 кг. Обработка почвы фрезами осуществляется на глубину 20 см. Ширина захвата варьируется от 86 до 170 см. Мотоблок мощностью 6 лошадиных сил на рыхлых почвах способен буксировать до 8 фрез. При работе на глинистых грунтах количество используемых фрез сокращается до 6.
МБ-23Б10
Мотоблок Нева МБ 23 – это тяжелая модель, оснащенная бензиновым двигателем Briggs&Stratton. Двигатель обладает мощностью 10 лошадиных сил. Данный агрегат предназначен для работы с большими нагрузками и может эффективно обрабатывать целину фрезами. Мотоблок с 10 л.с. способен легко обрабатывать даже глинистый грунт, используя 8 фрез. В конструкции предусмотрен топливный бак объемом 5 литров. Предусмотрено наличие 4 передач для движения вперед и 2 задние передачи. Глубина обработки почвы фрезами достигает 20 см. Ширина захвата варьируется от 86 до 170 см.
МБ-23СД
Владельца мотоблока МБ-23СД порадует его тяговое усилие, обеспечиваемое двигателем мощностью 5 лошадиных сил. Данная модель оснащена дизельным мотором японского производства Robin SUBARU серии DY мощностью 5,5 л. с., а также масляным насосом. Мотоблок предназначен для продолжительной работы на больших территориях с труднопроходимой почвой. Масса агрегата составляет приблизительно 115 кг. Глубина обработки почвы фрезами достигает 20 см, а ширина захвата – 86–168 см.
Также доступна модель Нева Pro. Вся эта линейка мотоблоков оснащена фарой, а запуск двигателя вручную заменен на электростартер. Однако, по мнению владельцев, затраты на такие улучшения не оправданы. Фара оказывается практически бесполезной, а двигатель без проблем запускается с помощью ручного стартера.
На представленном видео показано, как используется мотоблок для выполнения различных хозяйственных задач:
Мотокультиваторы Нева
Эту простую технологию часто называют младшим вариантом мотоблоков. Мотокультиваторы предназначены для выполнения аналогичных работ, но только с рыхлением почвы небольшой глубины. Наибольшей востребованностью пользуются модели МК-80, МК-100 и МК-200. В этих мотокультиваторах установлен бензиновый двигатель. Модель МК-80 оснащена японским двигателем Subaru EY20 мощностью 5 лошадиных сил. Модель 100 имеет несколько модификаций:
- МК-100-02 – мотор Briggs & Stratton;
- МК-100-04 и МК-100-05 – мотор Honda GC;
- МК-100-07 – мотор Robin-Subaru;
- МК-100-09 – мотор Honda GX120.
Мощность двигателей от 3,5 до 5 л. с.
Модель МК-200-Н5,0 оснащена двигателем Honda GX-160, обеспечивающим мощность 5 лошадиных сил.
На видео можно посмотреть работу мотокультиватора МК-100:
Модификация мотоблока Нева для превращения в универсальный мини-трактор
В настоящее время многие мастера освоили сборку мини-трактора на базе мотоблока Нева, чтобы расширить возможности сельскохозяйственной техники. Важно сразу указать, что для этого лучше всего подходит мощный агрегат, желательно от 9 л. с. Перед началом работ необходимо разработать кинематическую схему будущего самодельного устройства. Она позволит получить четкое представление о планируемой конструкции. Образец схемы мини-трактора можно посмотреть на фотографии.
Производство мини-трактора начинается с изготовления рамы. Её можно выполнить как цельной, так и состоящей из двух частей. Второй способ реализации сложнее, однако он обеспечивает большую маневренность. Раму обычно создают из швеллера. Для повышения прочности используют профили, трубы или уголки. Цельная рама представляет собой прямоугольную конструкцию с дополнительной перемычкой для обеспечения жесткости. Переломная рама состоит из двух полурам, соединенных между собой шарниром – подвижным узлом.
Сваркой соединяют все элементы рамы. На участках, требующих особого внимания, наваривают усиленные косынки из толстого металла. Для повышения прочности рамы дополнительно можно применять болтовые соединения. Конструкцию можно изготовить как цельную, так и разъемную, следуя предоставленным чертежам.
На подготовленную раму устанавливают двигатель. При размещении двигателя в передней части сохраняется заводская ширина колесной базы мотоблока. Если двигатель расположен сзади, то колесная база расширяется.
Для управления необходима рулевая колонка, которую как правило изымают с легкового автомобиля. Также можно найти гидравлическое рулевое управление, снятое с сельскохозяйственной техники. Использование такого варианта предпочтительнее, особенно если рама мини-трактора имеет конструкцию «переломка.
Водительское сиденье должно обеспечивать комфорт. Его также извлекают со старой техники. Для крепления сиденья к раме используется регулируемый механизм, который позволяет изменять высоту и угол наклона.
Использование колес от легкового автомобиля для мини-трактора – распространенная практика, однако не всегда оправданная. Важно тщательно подбирать размер. Наилучшим вариантом считается, когда диаметр передних колес находится в диапазоне 12–14 дюймов, а задних – 18 дюймов. Некорректный выбор колес может привести к тому, что трактор будет зарываться в грунт, или затруднить управление.
Тросами обычно соединяют педаль тормоза и сцепления с моторным блоком. Рычаг переключения передач необходимо расположить рядом с сиденьем водителя, обеспечив удобный доступ к нему. После завершения сборки проводят обкатку мини-трактора. Нагружать самодельную технику можно лишь после этого.
На видео показан мини-трактор, созданный на базе мотоблока:




